Пресс-центр

Пресс-центр

Чего стоит ждать от приватизации в России

08.02.2016 14:30

Новости и события Обзоры и аналитика
Вы всегда можете связаться с нами по телефону:
(812) 950-05-77
или отправить заявку и мы сами Вам перезвоним
Отправить заявку

Возможная отставка главы Росимущества Ольги Дергуновой может ускорить процесс приватизации государственных компаний. Власти предполагают, что распродажа позволит закрыть образовавшийся дефицит денежных средств в бюджете страны. При этом эксперты полагают, что некоторые активы уже не имеют такой привлекательности, как ранее, при этом есть отрасли, где стоит ждать, наоборот, национализации.

Слухи о возможной отставки главы Росимущества появились в начале января, в преддверии Гайдаровского форума, на котором тема приватизации в итоге стала одной из основных. В частности, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев открыто призвал вернуться к теме приватизации крупнейших банков – Сбербанка и ВТБ, которые назвал – «очень качественными активами, которые привлекательны во всем мире».

«Проблема разрешительной экономики заключается в том, что частник первым попадает под пресс государственной машины и последним получает ресурсы». На информацию о возможной отставке главы Росимущества комментаторы предположили, преемником Ольги Дергуновой должен существенно ускорить реализацию плана приватизации федерального имущества, принятого в июле 2013 года. В 2014–2016 годах предполагалось приватизировать пакеты акций 436 обществ и 514 унитарных предприятий, а также 94 иных объектов федеральной собственности. Но при реализации плана по приватизации, власти сразу столкнулись с рядом серьезных проблем – как объективного (падение стоимости активов после введения санаций и, конечно, девальвации), так и субъективного характера.

В марте руководитель Российского аукционного дома, организующего торги по госактивам, сделал заявление и сообщил, что мешает приватизации, по его словам: «планомерная работа по исключению предприятий из программы приватизации в пользу регионов и менеджмента предприятий». Однако, тогда же руководство Минэкономразвития, в структуру которого входит Росимущество, заявило, что ненамеренно отказываться от реализации плана по приватизации госактивов, сообщив следующее: «У нас нет иных решений правительства, кроме тех, которые были выпущены в рамках реализации плана приватизации на 2014–2016 годы.

Активы, на продажу которых государство делало ставки, по-прежнему остаются в его собственности, причем в большом количестве.

Тут же всплывает в памяти довольно нашумевшая история. Приватизация 20-процентного госпакета акций Новороссийского морского торгового порта, который являлся одним из самых крупнейших на территории страны. Как известно, в его состав входит не только сам непосредственно порт, но и нефтеперевалочный Приморский торговый порт (Ленинградская область) и контейнерный терминал в Балтийске (Калининградская область). Напомним, что в начале 2011 года основными акционерами порта на паритетных началах стали: АК «Транснефть», группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, правительство и в частности Росимущество не раз объявляли о намерениях продать государственный пакет акций, за который и начали воевать. Озвучивали таких претендентов как например: НК «Роснефть», ОАО «РЖД», группу «Дело» депутата Госдумы Сергея Шишкарева, которой, кстати, принадлежат портовые активы в Новороссийске, и многие другие, также были и сами Транснефть и «Сумма».

При этом, активы имеющиеся у государства НМТПтак никто и не приватизировал, напряженные отношения между основными акционерами группы также наложили свой отпечаток. В настоящее время экономическая ситуация в стране сильно изменилась, например: по итогам 2014 года в группе НМТП чистый убыток составил в 414,7 млн долларов по МСФО, девальвация рубля сыграла здесь основную неблагоприятную роль, не будем исключать, что данный план не будет осуществлен.

«Приватизация госпакета НМТП в данный момент никому не нужна, и ни у кого из возможных претендентов на это нет денег, – заявил газете ВЗГЛЯД генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – К тому же этот пакет не самый ценный – государство может выручить за него максимум несколько сотен миллионов рублей, сумма сравнительно небольшая». Поэтому, Безбородов, приватизацию лучше отложить, причем для начала ключевые акционеры НМТП должны сами решить, будут ли они приобретать его, а остальные претенденты вряд ли будут заинтересованы во вхождении в актив с непростым отношением ключевых акционеров портового холдинга.

История, которая также продемонстрировала возможности Росимущества, произошла с крупнейшим на российском побережье Каспия Махачкалинским морским торговым портом, этот порт также обладает статусом федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). В отношении руководителя порта были возбуждены уголовные дела, а потом и новым менеджментом, близким к миллиардеру Сулейману Керимову. О его приватизации говорили еще с прошлого десятилетия, но этот процесс тормозился руководством порта.

Хархаров сообщил, что преждевременность приватизации порта необходима для привлечения в его развитие федеральных средств, но в настоящее время руководство порта говорит, что от Хархарова осталось очень много «неприятностей» и связи с этим, говорить о скором акционировании и приватизации не представляется возможным. Хотя, конечно, новый менеджмент рассчитывал, что государство, как и ранее, продолжит вкладывать инвестиции портовую инфраструктуру. Затягивание приватизации со стороны руководства порта является рациональной.

«ММТП для начала надо акционировать, а это дело долгое – если этот процесс завершится за два–три года, это будет успех, – говорит Алексей Безбородов. – Сейчас перспективы имеют частные инвестиции в территории, расположенные рядом с портом, но не в сам ММТП в статусе ФГУП. Только вот рассчитывать на то, что порт может получить государственные средства, при этом имея статус ФГУП, тоже не приходится – денег на это нет».

Маир Пашаев – дагестанский экономист об этой ситуации говорит следующие, в республике абсолютно все инвестиционные проекты порождаются политическим давлением и политическими интересами, таким образом решение о приватизации порта, а также решение о вложении в него инвестиций – это в больше политика, чем экономика. По его мнению, сейчас ММТП вряд ли подлежит приватизации и скорее по экономическим причинам.

«Вполне вероятно, что в ближайшие годы в стране пройдет обратная волна – национализации, – сообщает Пашаев, обобщая ситуацию уже в масштабах всей страны. – Частные собственники в различных отраслях экономики не могут выдерживать такой высокий уровень госрегулирования, регламенты и ограничения являются серьезным барьером для получения доходов, капитализации, развития. Проблема в разрешительной экономики является то, что частник попадает под четкое госрегулирование, не выдерживая нахождения под таким серьезным прессом государственной машины, при этом находясь под таким давлением он последним получает ресурсы. Федеральные активы в регионах останутся, а стратегические тем более».

Приведем пример, отрасль, где возможна национализация, Маир Пашаев приводит в пример – алкогольную, государство в которой, в последнее время как следует поработало, что значительно осложнило осуществление деятельности в данной отрасли. И как следствие напомним дагестанской истории, случившейся в 2014 году – приватизация ГУП «Кизлярский коньячный завод», заметим, что это старейший российский производитель коньяка. Выдвинул инициативу по приватизации – глава республики Рамазан Абдулатипов, при этом коллектив завода выступил против и все-таки добился перевода актива в федеральную собственность. Напомним, что Росимущество в этой истории почти никак не проявило себя, дабы защитить свои интересы руководство коньячного завода подключило Общероссийский народный фронт.

Подобных историй большое количество, список которых перечислять можно долго, многие эксперты сильно смениваются в том, что активность властей в сфере приватизации даст необходимый эффект для пополнения бюджета, при этом другого выхода не видят и они… «Ежедневное перетягивание каната между ценами на нефть, курсами основных валют и благополучием граждан в стране обуславливает вектор развития общей государственной экономической политики ухода от сырьевой зависимости. Обеспечение эффективности несырьевого сектора невозможно, для повышения конкурентоспособности предприятий специализирующихся в такой отрасли, подразумевает передачу соответствующих государственных активов в частную собственность и это кроме других необходимых мер. Также все зависит и от политической воли. Конъюнктура рынка оказывает непосредственное влияние на темпы развития намеченных планов и задач, секторальные и финансовые санкции, в связи с чем риски невыполнения этих планов крайне высоки. Ситуация, которая сложилась, быстро вносит изменения и в сам прогнозный план», – сообщает руководитель административной, антимонопольной и корпоративной практики национальной юридической компании «Митра» Сослан Каиров.

Управляющий партнер AV Group Алексей Крыловский комментирует данную ситуацию похожим образом. На данный момент, ключевой является необходимость публичных обоснований целесообразности приватизации: Росимущество и приватизируемые компании должны еще доказать эффективность приватизации, а именно показать рынок, портфель инвесторов, отраслевой опыт рыночного привлечения инвестиций, который в ряде отраслей очевиден, а в ряде отраслей – нет. Здесь все зависит от уровня и качества монополий в отраслях: чем меньше, тем менее очевидно сохранять превалирование государственной собственности. Однако для того, чтобы приватизация оправдала возложенные на нее надежды, требуется понимание стратегий постприватизационного развития конкретных предприятий, а долгосрочное планирование на данный момент затруднительно.

Управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик также говорит, что возможности приватизации ограничены, хотя на некоторые компании указывает, которые могут оказаться интересными и первыми в приватизации, но только в случае смены руководства Росимущества.

По его мнению, такими компаниями являются: «Аэрофлот» - «Компания сейчас занимает хорошие рыночные позиции. Кроме того, пока сохраняются крупные поступления «пролетных» денег (роялти от транссибирских маршрутов), хотя время от времени поднимается вопрос о лишении «Аэрофлота» этих доходов. Поэтому момент для приватизации «Аэрофлота», возможно, сейчас и не такой плохой, даже несмотря на общее падение фондового рынка. Отказ государства от контрольного пакета акций в компании может благоприятно сказаться на конкурентной среде, уменьшив эксклюзивность положения одного из участников рынка».

Моисей Фурщик говорит, что также возможным интересным кандидатом может стать – аэропорт Внуково. Подтверждается это, по его мнению, активно продолжающейся реконструкцией крупных региональных аэропортов, которыми управляют частные компании, а также сохранением планов увеличения роли коммерческих структур в Шереметьево. Во Внуково успешно работает новый терминал, который способен увеличить рост пассажиропотока, потенциал у Внуково есть. Интерес к приватизации аэропорта могут проявить как его нынешние частные совладельцы, так и ведущие российские аэропортовые холдинги и даже портфельные инвесторы.

Срочно проверить контрагента