Пресс-центр

Пресс-центр

Определен порядок оспаривания актов, обладающих нормативными свойствами

25.02.2016 10:35

Новости и события Обзоры и аналитика
Вы всегда можете связаться с нами по телефону:
(812) 950-05-77
или отправить заявку и мы сами Вам перезвоним
Отправить заявку

Внесены поправки в АПК РФ и КАС РФ, которыми закреплены правила оспаривания гражданами, ИП, организациями и их объединениями, прокурорами и другими лицами актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г.№ 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов". 

К подобным документам относятся чаще всего приказы и письма министерств, служб и агентств, которые по формальным признакам нельзя признать нормативными актами, но фактически они влияют на права и обязанности субъектов. Нередко такими являются разъяснения Минфина и ФНС России, которые де юре обязательны только для налоговых инспекций, но де факто заставляют учитывать содержащиеся в них положения и налогоплательщиков. К слову, именно возможность оспаривания письма налоговой службы, которое увеличивало налоговую нагрузку плательщиков НДПИ, стала в свое время предметом оспаривания в КС РФ. ВС РФ и ВАС РФ отказались принимать дело к рассмотрению на том основании, что это письмо невозможно отнести к нормативным актам – а процессуальное законодательство предусматривает право заявителя обжаловать только последние. Но КС РФ в марте прошлого года встал на сторону налогоплательщика и предписал законодателю установить процедуру обжалования актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

подлежащих применению не только в налоговой, но и в других сферах.

 Изменениями установлено, что подобные акты федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России и государственных внебюджетных фондов рассматривает в качестве первой инстанции ВС РФ. Доказать законность того или иного акта должен будет сам орган, который его издал. Однако истец при подаче административного искового заявления в суд должен пояснить, как оспариваемым актом нарушаются либо иным образом затрагиваются его права, свободы и законные интересы. В противном случае в принятии заявления будет отказано.

 В судебном заседании суд должен будет разрешить три основных вопроса:

 -действительно ли актом затрагиваются права заявителя;

 -обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

 -соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

 По итогам рассмотрения дела суд может отказать заявителю либо признать спорный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия

или с иной определенной судом даты. 

Аналогичные правила установлены для оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства

ноу-хау

, права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Полномочия по определению их законности возложены на СИП.

 Поправки вступят в силу 17 марта.

Срочно проверить контрагента